Войти
Windows. Настройка. Интернет. Обслуживание. Компьютеры. Безопасность
  • Все что вы хотели знать о сканерах отпечатков, но боялись спросить
  • Пакетная обработка фотографий, изображений, картинок
  • Как сфотографировать экран телефона на андроиде
  • Как сидеть в вк, чтоб никто не догадался
  • Возникают проблемы с Batman Arkham Knight - черный экран, тормозит, фпс-лимит, где сохранения, ошибки?
  • Различные тактики ведения боя в wot
  • Сфера применения информационно коммуникационных технологий. Информационно – коммуникационные технологии. Распределение по этапам

    Сфера применения информационно коммуникационных технологий. Информационно – коммуникационные технологии. Распределение по этапам

    В данной статье автор анализирует действующие нормативные правовые акты, регламентирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А также порядок выбора кода видов расходов при отражении операций приобретения объектов, относящихся к ИКТ.

    Понятие вида расходов

    Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

    На уровне субъектов РФ (местных бюджетов) порядок применения видов расходов утверждается региональным (местным) законодательством. Поэтому в бюджетах субъектов РФ (местных бюджетах, бюджетах территориальных внебюджетных фондов) могут быть использованы как самостоятельно разработанные коды видов расходов, так и коды видов расходов, содержащиеся в подп. 3.3.2 раздела III Указаний № 180н.

    Объекты, относящиеся к ИКТ, отражаются по коду вида расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Почему при кажущейся простоте бухгалтеры регулярно совершают ошибки при учете операций по видам расходов, мы и попытаемся выяснить.

    Что относится к ИКТ

    Для начала разберемся, что, собственно, относится к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Согласно Указаниям № 180н на код вида расходов 242 отнесено:

    • проектирование прикладных систем и ИКТ-инфраструктуры;
    • приобретение прав на программное обеспечение (ПО), разработка (доработка) ПО;
    • приобретение оборудования (в т. ч. с предустановленным ПО), включая расходы на монтажные и пусконаладочные работы, в т. ч.:
    • средств связи (телефонных аппаратов, в т. ч. сотовых, раций, пейджеров, радиостанций и т. п.);
    • оргтехники (в т. ч. автоматизированных рабочих мест (АРМ), принтеров,сканеров, многофункциональных устройств (копировально-множительной техники, факсов);
    • технических средств защиты информации, обеспечивающих функционирование какой-либо информационной системы;
    • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам и сетям связи, коммуникационным сетям, в т. ч.:
    • услуг телефонной и телеграфной связи (абонентская и повременная плата за местные, междугородные и международные переговоры);
    • услуг сотовой, пейджинговой связи;
    • расходы на использование сети Интернет;
    • предоставление телекоммуникационных каналов связи вне зависимости от типа передаваемых сигналов (цифровых, аналоговых);
    • эксплуатационные расходы (в т. ч. обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного ПО, техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее контроль технического состояния, закупку комплектующих);
    • оплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) ИКТ-оборудования (АРМ, коммуникационного, серверного, периферийного оборудования);
    • другие аналогичные расходы.

    Здесь нам интересен последний пункт, а именно что скрывается за понятием «другие расходы». Рассмотрим, что относят к ИКТ иные нормативные правовые акты.

    В приказе Росстата от 18.05.2011 № 248 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за использованием информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах» в разделе 1 формы федерального статистического наблюдения № 3-информ к ИКТ отнесены: персональные компьютеры (в т. ч. ноутбуки); ЭВМ других типов; локальные вычислительные сети; электронная почта; Интернет; Экстранет; Интранет; другие глобальные информационные сети; выделенные каналы связи; наличие вебсайта в Интернете; выделенные технические средства для мобильного доступа в Интернет своим работникам; предоставляемые третьей стороной бесплатные или с открытым исходным кодом операционные системы (например, Linux).

    В письме Минфина России от 15.07.2011 № 16-01-08/70 О представлении информации в целях обеспечения своевременной подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» отмечено, что Минкомсвязью России выделяются, в частности, типовые и отраслевые ИКТ-компоненты.

    К обязательным типовым компонентам относятся:

    • общесистемное программное обеспечение (операционные системы, средства для работы с документами и электронными таблицами, презентациями, электронной почтой, для доступа в Интернет и т. п.);
    • средства, обеспечивающие автоматизацию бухгалтерского учета;
    • официальные сайты (интернет-представительство, системы управления сайтами);
    • система электронного документооборота (делопроизводства).

    К необязательным типовым компонентам отнесены такие программные решения, как система дистанционного обучения, корпоративный портал, кадровые системы, центры телефонного доступа и др.

    К типовым инфраструктурным компонентам относятся:

    • рабочие станции;
    • периферийное оборудование;
    • серверы и системы хранения данных, обеспечивающие работу типового общесистемного и прикладного программного обеспечения;
    • активное и пассивное телекоммуникационное оборудование для организации защищенных локальных сетей и доступа в Интернет.

    К отраслевым компонентам относятся: банки данных; реестры и регистры; кадастры; учетные системы; информационные системы, обеспечивающие предоставление госорганом госуслуг и реализацию его основных функций, в т. ч. системы планирования и мониторинга, применяемые в одной или нескольких сферах деятельности госорганов.

    Трактовку понятия ИКТ предлагает Инструкция № 191н. В порядке заполнения Сведений об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177), далее – Сведения (ф. 0503177), в т. ч. выделены:

    • капитальные вложения в объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры (в т. ч. строительство специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала, иные капитальные вложения);
    • подключение (обеспечение доступа) к внешним информационным ресурсам (в. т. ч. доступ к телефонной сети связи общего пользования; предоставление доступа к услугам междугородной и международной связи, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных (покупка контента));
    • обучение сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий (разработка курсов для обучения, обучение пользователей создаваемых прикладных систем (ПО) и пр.).

    По результатам отчетности за I полугодие 2012 г. наибольшее количество ошибок при формировании Сведений (ф. 0503177) выявлено по отчету за телефонную связь. Многие бухгалтеры, возможно, опираясь на старую редакцию Сведений (ф. 0503177), не отметили указанные расходы.

    От чего зависит выбор кода?

    Бухгалтер должен руководствоваться правилом: выбор кода вида расходов зависит от конечной цели расходов. Что это значит? Вид расходов подразумевает функциональную принадлежность расходов: для чего приобретено? В отличие от КОСГУ, суть которой в экономической составляющей: что приобретено? Это различие не так явно проявляется в отношении услуг. Наименование услуги, как правило, совпадает с целью ее приобретения (например, ремонт компьютера).

    Сложнее разобраться с материальными запасами, которые могут быть использованы с разными целями. Например, с точки зрения КОСГУ приобретение кирпича должно относиться на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». А при выборе вида расходов нужно учесть, для каких целей этот кирпич будет использован. Если для капитального ремонта забора, то отражаем по коду 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», если для текущего ремонта – код 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

    Если для выдачи населению, пострадавшему от ЧС, будет использоваться код 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан».

    Проблема заключается в том, что бухгалтерам бывает затруднительно оправдать перед органами казначейства свой выбор кода вида расходов. Дело в том, что из документов, предоставление которых к заявкам на кассовый расход обязательно, видно, что приобретается, но не видно, куда это планируется израсходовать.

    Для справки

    Дополнительные комментарии по вопросу применения кода вида расходов 242 приведены в письме Минфина России от 31.01.2012 № 02-05-10/328.

    Исходя из классификации, предложенной в Сведениях (ф. 0503177), можно сделать вывод, что приобретение того же кирпича уместно отразить по коду 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в том случае, если кирпич покупается для строительства (реконструкции) здания, предназначенного для размещения объектов ИКТ. Например, когда администрация городского округа делает пристройку к зданию, в которой будет размещен многофункциональный центр: серверы, периферийное оборудование, персонал.

    Приспособления и принадлежности

    Согласно п. 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является в т. ч. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поскольку дальнейших разъяснений данных терминов не приведено, учреждение в рамках учетной политики может самостоятельно определить, что именно будет считаться «приспособлениями и принадлежностями» к тем видам оборудования, которые отнесены к ИКТ. И закрепить право приобретения таких видов материальных ценностей по коду вида расходов 242.

    Пример

    Учетной политикой учреждения сумки и чехлы к ноутбукам, сотовым телефонам, радиостанциям классифицированы как принадлежности к соответствующему оборудованию. В таком случае указанные сумки и чехлы:

    • следует приобретать по коду 340 КОСГУ и коду вида расходов 242;
    • следует включать в состав соответствующего объекта основных средств и отражать в инвентарной карточке основного средства.

    При этом необходимо принимать во внимание требования законодательства о целевом расходовании бюджетных средств.

    Пример

    Учетной политикой учреждения сетевые удлинители классифицированы как принадлежности к АРМ. На этом основании учреждение закупило удлинители по коду вида расходов 242. На самом деле указанные удлинители в состав АРМ включены не были, а использовались для подключения звукоусилительной аппаратуры, электрочайников и т. д. Это может быть рассмотрено как нецелевое использование бюджетных средств.

    При условии внесения соответствующих положений в учетную политику к приспособлениям и принадлежностям к компьютерной технике и периферии, оргтехнике, средствам связи могут быть отнесены: источники бесперебойного питания; внешние блоки питания, зарядные устройства (к ноутбукам, планшетным компьютерам, сотовым телефонам, радиостанциям); сетевые фильтры; удлинители; соединительные кабели; силовые кабели; сумки, чехлы. Указанные объекты следует приобретать за счет ст. 340 КОСГУ и отражать по коду вида расходов 242 независимо от того, производится закупка в рамках отдельных договоров или одновременно с основным оборудованием. Целевое расходование бюджетных средств будет обеспечено тем, что приспособления и принадлежности списываются при передаче в эксплуатацию в комплектность к соответствующему объекту основных средств и отражаются в его инвентарной карточке.

    Если приспособления и принадлежности не будут классифицированы в учетной политике учреждения, выбор кода вида расходов может стать предметом спора при контрольно-ревизионной проверке.

    Пример

    В учреждении вышло из строя зарядное устройство к сотовому телефону. Новое зарядное устройство было приобретено по коду вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «зарядное устройство – это не телефон и не компьютер». При контрольно-ревизионной проверке такой аргумент может быть не принят во внимание, поскольку зарядное устройство входит в стандартную комплектацию сотового телефона и, таким образом, является принадлежностью.

    Запчасти

    По определению запасные части для вычислительной техники и оргтехники следует приобретать по тому же коду вида расходов, что и саму технику. Однако и здесь встречаются ситуации, в которых бухгалтеру разобраться затруднительно.

    Пример

    Учреждение приобрело противобликовые пленки для экранов ноутбуков. Закупку произвели за счет кода вида расходов 244. Свое решение бухгалтер мотивировал тем, что «пленка – это не оборудование и не запчасть». Но, исходя из того, что при выборе кода вида расходов следует руководствоваться тем, для чего используется приобретаемый объект, противобликовую пленку для ноутбуков (как и для планшетных компьютеров, сотовых телефонов) следует относить к коду вида расходов 242.

    Многокомпонентные устройства

    Современная техника, на первый взгляд, имеющая мало общего с информационно-коммуникационными технологиями, может быть оборудована различными функциями, относимыми к ИКТ. Попробуем разобраться, что делать в данном случае.

    Пример

    Геодезический прибор – тахеометр – в комплекте содержит модуль сотовой связи для оперативной передачи данных измерений. В модуль вставляется стандартная телефонная SIM-карта, и учреждение оплачивает услуги мобильной связи. По какому коду вида расходов следует приобретать такую модель тахеометра? Основная функция тахеометра – геодезические измерения. Поэтому относить его к коду вида расходов 242 было бы неправильно.

    Модули для передачи данных по сотовой связи GSM или по Wi-Fi сейчас все чаще встраиваются в различные устройства. Например, GSM-модулями снабжаются некоторые модели автосигнализации. Комплекс датчиков для защиты от протечек водопровода может сигнализировать, отправляя SMS-сообщение. Но обеспечение связи не является основным функциональным назначением таких устройств.

    Пример

    Современные модели телевизоров могут быть снабжены средствами работы с Интернетом. В таком случае однозначно классифицировать данную модель телевизора как устройство, относящееся к ИКТ, затруднительно. Все зависит от функционального назначения, с какой целью телевизор приобретается учреждением.

    Аналогично средствами для выхода в Интернет начали снабжать современные автомобильные головные устройства, Blue-ray плееры и даже холодильники. С классификацией таких устройств по кодам видов расходов 242/244 также могут быть проблемы, хотя очевидно, что «компьютерные» функции здесь не являются основными.

    Дополнительные возможности

    В Указаниях № 180н в перечне объектов, которые должны отражаться по коду вида расходов 242, включена оргтехника. Следовательно, под кодом 242 могут обнаружиться самые разнообразные устройства. ОКОФ1 относит к орг технике копировально-множительную технику и пишущие машинки.

    И то и другое входит в группу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда», к которой также отнесены: контрольно-кассовые машины, уничтожители бумаг, ламинаторы, переплетное оборудование. Таким образом, к расходам на ИКТ могут быть отнесены и расходные материалы: ленты для контрольно-кассовой техники; пленка для ламинатора; скобы, скрепки и пружины для переплетного оборудования.

    Поскольку перечень расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ, отражаемых по коду вида расходов 242, является открытым, к нему могут быть отнесены также доступы к внешним цифровым информационным ресурсам, например:

    • к спутниковому цифровому телевидению (приобретение и монтаж комплектов оборудования «Триколор», «НТВ-плюс», абонентская плата);
    • к данным спутниковых систем глобального позиционирования (приобретение и монтаж оборудования GPS и «Глонасс»).

    Косвенно данный вывод подтверждает распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, где в составе целей государственной политики в области развития информационно-коммуникационных технологий указаны:

    • переход к цифровому телерадиовещанию;
    • внедрение единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.

    Таким образом, оперируя выдержками из действующей нормативной правовой документации и понимая структуру ИКТ, бухгалтер сможет правильно отразить операции по приобретению соответствующих объектов, а также избежать трений с контролирующими органами при проверках системы учета и отчетности в учреждении.

    В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса.

    Цель

    Она состоит в формировании навыков в сфере коммуникационных и информационных технологий. Возможность ее формирования связана с систематической деятельностью школьников в информационном компьютерном пространстве.

    Применение ИКТ в учебной деятельности считается актуальной проблемой профессионального отечественного образования. Подобные технологии позволяют педагогу находить новые возможности для преподавания своей учебной дисциплины.


    Значимость технологии

    Развитие ИКТ открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности.

    Информатика и ИКТ увеличивают привлекательность подачи сложного материала. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.


    Актуальность

    В настоящее время ИКТ - это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Преподаватель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия.

    ИКТ - это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации. В наши дни ИКТ – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества.


    Функции

    Благодаря информационным технологиям на уроках можно:

    • повышать содержательность учебной деятельности школьников;
    • увеличивать привлекательность образовательного процесса для современных учеников;
    • использовать зрительные образы для придания урокам максимальной эффективности;
    • стимулировать желание учиться;
    • внести в учебное занятие динамичность, наглядность

    ИКТ - это отличный вариант эффективного преподавания. Он является наглядной демонстрацией и синхронным объяснением рассматриваемого учебного материала.

    Если использовать в качестве сопровождения интегрированных и классических уроков мультимедийные презентации, программные обучающие продукты, можно существенно углубить и обобщить знания и навыки ребят.

    Применение в слайдах анимации помогает учителю давать детальное представление о материале, услышанном на уроке. Ребята погружаются с огромным желанием в предмет. Разнообразие форм способствует повышению познавательной активности мотивации, усиливаются интерес и любопытство. Работа с ИКТ помогает учителям вместе со своими подопечными наслаждаться увлекательным процессом познания, «выходить» за рамки учебного кабинета, погружаться в красочный мир живой природы.


    Достоинства методики

    Даже ребята со слабой мотивацией с огромным желанием работают с компьютером. Безусловно, он не способен заменить живое общение с учителями и сверстниками, но обязательно повысит интерес к изучению определенной учебной дисциплины.

    ИКТ-классы оснащаются современной техникой, что существенно облегчает процесс запоминания и осознания информации. Среди многочисленных достоинств данного метода можно выделить повышение качества ЗУН благодаря новизне деятельности, интереса к компьютеру.

    Преподаватель получает возможность обеспечивать наглядность, привлекать существенное количество дидактического материала, повышать объем работы, которая выполняется за учебное занятие два раза.

    Польский педагог Ян Каменский в качестве «золотого правила дидактики» называл именно наглядность. С помощью мультимедийных систем материал подается педагогом в наглядной и понятной форме, благодаря чему стимулируется познавательный интерес к процессу обучения, устраняются пробелы в знаниях.

    ГДЗ по ИКТ содержат решения различных заданий, ими пользуются при подготовке к уроку не только ребята, но и педагоги.

    Направления компьютерных технологий

    В настоящее время выделяют несколько направлений применения ИКТ в рамках учебного занятия:

    • в виде наглядного иллюстративного материала (визуальная информация);
    • для контроля ЗУН учащихся;
    • в качестве тренажера.

    Преподаватели, готовясь к уроку с применением информационных технологий, не забывают составлять план учебного занятия, указывать цели и задачи. При подборе учебного материала учителя пользуются основными дидактическими принципами: последовательностью, систематичностью, научностью, дифференцированным подходом, доступностью.

    Преподаватели используют электронные ресурсы учебной направленности: презентации, логические игры, тестовые материалы.


    Распределение по этапам

    ИКТ можно использовать на всех этапах современного урока:

    • в процессе объяснения нового материала;
    • при закреплении полученных ЗУН;
    • для проведения физминуток;
    • во время контроля и повторения.

    Использование информационных ресурсов дает учителям возможность демонстрировать школьникам уникальные материалы при организации уроков окружающего мира, географии, биологии. Вместе со своими воспитанниками педагоги получают шанс на проведение увлекательных путешествий по музеям и художественным галереям. Не покидая пределы своего классного кабинета, школьники знакомятся с творчеством и биографией отечественных и зарубежных писателей.

    Заключение

    Сочетание классического урока химии с компьютером позволяет учителю перекладывать часть своей работы на ПК, внося разнообразие в учебный процесс. Более быстрым и эффективным становится процесс записи основных тезисов урока. Педагог выводит их на экран компьютера, что существенно упрощает процесс восприятия материала школьниками.

    Применение инновационных технических средств обучения открывает большие возможности для создания новых методов и форм воспитания подрастающего поколения.

    Помимо учебных занятий, необходимо выделить и актуальность применения информационно-компьютерных технологий во внеурочной образовательной деятельности. После модернизации российского образования, особое внимание на всех ступенях обучения стали отводить проектной и исследовательской деятельности. Сложно представить себе качественный проект без применения компьютера.

    Ребята, получая от преподавателя определенную задачу, с помощью ИКТ осуществляют поиск научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу. При оформлении проведенных наблюдений и экспериментов, им также необходимо компьютерное оборудование.

    В настоящее время наблюдается внедрение инноваций и ИКТ во все сферы производства, не является исключением и сфера образования. Для того чтобы выпускники школ, лицеев, колледжей могли адаптироваться в современном мире, они должны освоить несколько специальных компетентностей. Одной из них является компьютерная грамотность, позволяющая ребятам искать и обрабатывать информацию.

    В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в информационном обществе. При этом, те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо. Наша задача – «развернуть» информационное общество навстречу тем потребностям, которые есть у людей, которые живут в нашей стране. В первую очередь, у молодых людей, получающих образование, ученых, исследователей, преподавателей, педагогов. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться.

    Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.

    В начале 2009 года в Кремле состоялось первое заседание совета по развитию информационного общества при президенте России. Указ о его создании был подписан в ноябре 2008 г. Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без ИТ: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». Говоря о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев Д.А. подчеркнул, свое: «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

    Какие могут быть проекты на основе ИКТ

    • Дистанционное обучение;
    • Виртуальное общение;
    • Сетевая экономика и образование;
    • Широкие возможности для самообразования;
    • Большое количество легко доступной информации.

    Перед российской системой образования стоит ряд важных проблем, среди которых следует выделить:

    • необходимость повышения качества и обеспечения равных возможностей доступа к образовательным ресурсам и сервисам всех категорий граждан вне зависимости от их места проживания, этнической принадлежности и религиозных убеждений;
    • создание информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику;
    • массовое внедрения ИКТ в сферу образования и науки, использование нового образовательного контента и новых технологий образования, в том числе технологий дистанционного образования.

    Предпосылками развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки стали:

    • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», важнейшим результатом которой стал прорыв в оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, а также запуск и развитие региональных программ информатизации образования;
    • Проект «Информатизация системы образования», главная цель которого состояла в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе общеобразовательных учреждений;
    • Приоритетный национальный проект «Образование», реализация мероприятий которого была нацелена на обеспечение доступности, создание равных условий получения образования, в том числе посредством обеспечения для всех школ доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет;
    • На основе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации в 2006 году началась реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы (ФЦПРО), представляющей собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в том числе широкомасштабное использование в Российской Федерации информационных и коммуникационных технологий для всех уровней образования. В рамках программы был разработан новый электронный образовательный контент, введен в промышленную эксплуатацию специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР).

    На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно скачать уже более 10 тысяч ЭОРов нового поколения.

    ЦОР - цифровой образовательный ресурс

    Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.

    ЦОР разделены на две группы:

    • информационные источники, под которыми понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе - тексты, статические и динамические изображения, анимационные модели и т.д.
    • информационные инструменты, обеспечивающие работу с информационными источниками.

    Функциональная направленность:

    • иллюстративная функция;
    • исследовательская функция;
    • тренинговая функция;
    • контрольная функция.

    ЭОРы – самодостаточный учебный продукт, они способны сами обучать школьника. Это уже не просто набор картинок или аудиозапись, нуждающиеся в учительском пояснении. В ЭОРах тоже есть голос за кадром, но он объясняет последовательность действий и, главное, указывает на ошибки, допущенные при выполнении задания.

    Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые в проекте "Информатизация системы образования"

    В рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, разрабатываются учебные материалы нового поколения.

    Учебные материалы нового поколения призваны ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе. Компетентностный подход - основа для разработки новых средств обучения.

    ИКТехнологии в преподавании английского языка

    Second Life
    (Вторая жизнь) - мир, который вы создаете сами или ваши ученики, наполняете морями, лесами, городами и селами, реально существующими людьми (и связываетесь с ними по Skype или email) или вымышленными. Там у вас есть дома и библиотеки, видеозалы и рестораны, возможность работать и путешествовать. Заманчиво, не правда ли? Узнайте, как это создать и использовать в обучении английскому.

    Skype

    С помощью этой программы вы можете разговаривать с миллионами людей по всему миру абсолютно бесплатно! Сначала скачайте последнюю версию Skype , затем установите ее, выбрав в настройках русскую версию. И все, учите английский язык, разговаривая с носителями языка.

    Блоги

    Блог- сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке или иными словами это сайт в виде журнала, сортированный по датам.

    Слово произошло от английского weblog - «веб-журнал».

    Блог- это сайты, построенные по принципу хронологических дневников с простыми и удобными средствами администрирования, не требующие специальных знаний и доступные всем.

    Wiki

    ВикиВики (Wiki) – это коллекция взаимосвязанных между собой записей. (Уорд Каннингэм – создатель технологии - назвал приложение средой для быстрого гипертекстового взаимодействия.) В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи представлена каждому из членов сетевого сообщества...

    Hot Potatoes - универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML . Программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках по различным дисциплинам.
    Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):

    • JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий). Учитель имеет возможность заложить в упражнение комментарии ко всем вариантам ответов.
    • JCloze – Заполнение пропусков. Учащиеся могут попросить подсказку и увидеть первые буквы пропущенного слова. Ведется также автоматический подсчёт очков. Можно «пропускать» определённые слова, а можно, например, каждое пятое.
    • JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
    • JCross – Кроссворд.
    • JMix – Восстановление последовательности.

    Новые информационные технологии и

    В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и общением с преподавателем, ведущим данный курс. Такое обучение на расстоянии и получило в последние годы название дистанционного обучения в отличие от знакомого всем заочного обучения.

    Эта проблема особенно актуальна для России, с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. В настоящее время Министерство образования РФ озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать

    Интернет-портал Школы дистанционного образования МГУ создан в рамках проекта Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2007 году.

    © Статья написана специально для сайта "Дистанционный репетитор"

    Татьяна Якшимбетова
    Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ

    Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

    Информатизация дошкольного образования – это комплексный , многоплановый, ресурсоемкий процесс , в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.

    Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ ; и использование информационных технологий в воспитательно- образовательном процессе ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании .

    Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса .

    Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников .

    Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники . Это, прежде всего :

    Преобразование предметно-развивающей среды

    Расширение возможности познания окружающего мира

    Использование новой наглядности

    Использование ИКТ в ДОУ

    как средство сопровождения ООП

    как средство интерактивного обучения

    Разработка системы с включением ИКТ

    как средство взаимодействия с социумом

    как средство взаимодействием с семьями воспитанников

    Направления деятельности

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Работа по самообразованию

    Значение использования ИКТ

    В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

    С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

    Аргументы «за»

    обеспечивают личностно-ориентированный подход

    способствует интеллектуальному росту ребенка;

    рано развивается так называемая «знаковая функция сознания» ;

    улучшаются произвольная память и внимание;

    формируется познавательная мотивация;

    моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

    умение самостоятельно приобретать новые знания

    развития произвольной моторики пальцев рук

    Аргументы «против»

    воздействие электромагнитного излучения монитора;

    сидячее положение в течение длительного времени;

    и как следствие этого –появление утомления,

    нервно-эмоциональное напряжение

    Области применения ИКТ для развития дошкольников :

    1. Использование глобальной сети Интернет

    Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг . Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования . В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования . Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование . Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

    Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким , зрелищным, комфортным. Информационно -методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к НОД

    2. Использование компьютера для ведения документации

    Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и “продвинутым” родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

    3. Использование развивающих компьютерных программ

    Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

    Преимущества использования компьютера :

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    несет в себе образный тип информации , понятный дошкольникам;

    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

    проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

    4. Использование мультимедийных презентаций

    Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций.

    Мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, являются прекрасными помощниками при проведении НОД. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс , индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

    Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение , т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

    Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов . Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

    Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства :

    осуществление полисенсорного восприятия материала;– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

    объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации , получаемого детьми из учебной литературы;

    возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

    активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

    В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи педагога, проводящего НОД, мультфильмы и т. д.

    Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

    Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий . Так же предоставляется возможность полностью выстроить ход непосредственно-образовательной деятельности на слайде, что позволяет сэкономить время, облегчает использование материала для развития словесно-логического мышления, как кроссворды или ребусы.

    Современное общество – информационное общество , развивающееся на основе использования новых информационных технологий

    Таким образом , информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.

    В заключение, хотелось бы сказать, что использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании , совершенствовать все звенья управления в сфере образования , расширяя возможности доступа к информационным ресурсам , помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение .

    РЕФЕРАТ

    Тема : Классификация средств ИКТ

    Содержание

    Введение 3

    Основная часть

    1. Средства ИКТ, применяемые в образовании. 4

    2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения. 6

    Заключение 7

    Список использованной литературы 8

    Введение

    Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

    Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

    Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

    Основная часть

    1. Средства ИКТ, применяемые в образовании.

    Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

    В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

    С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

    В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

    С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

    Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

    С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

    Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

    Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

    Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

    2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения.

    Средства информационных и коммуникационных технологий в образовании классифицируют по следующим категориям:

      Обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения);

      Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. тренажер обязательно должен быть нацелен на какие-то знания, вопросы и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и снова тренирует необходимые участки знаний). Важно при формировании тренажеров учесть алгоритм оценки результирующего тестирования с предоставлением только той информации, которая слабо усвоена с возможным уточнением этой информации;

      Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации;

      Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

      Имитационные средства ИКТ представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

      Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;

      Моделирующие средства ИКТ позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

      Расчетные средства ИКТ автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;

      Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

    Заключение

    Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают с овершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

    Список использованной литературы

    1. Электронный ресурс http://school2100.com/uroki/elementary/inform.php . А.В. Горячев, Программа «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)»